Исполком ФНПР 11 сентября предложил руководителям общероссийских профсоюзов оперативно направить в Минтруд замечания по механизму реализации “регуляторной гильотины”, чтобы предотвратить многие негативные последствия для работников.

Всего два месяца есть у ведомств, чтобы спасти важные правовые акты, созданные в советские времена: с февраля следующего года их признают утратившими силу. Под сокращение подпадут 20 тысяч документов. Профсоюзы опасаются, что так могут быть утрачены социально значимые документы. Позиция ФНПР однозначна: такие виды государственного контроля и надзора должны быть выведены из-под механизма “регуляторной гильотины”.

Стала известна дата начала действия “регуляторной гильотины”. 11 сентября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал поручение подготовить перечень правовых актов СССР и РСФСР, чтобы признать их утратившими силу или недействующими с 1 февраля 2020 года. К 15 ноября Минюст должен подготовить соответствующий проект постановления правительства и представить его Белому дому.

Термин “регуляторная гильотина” означает инвентаризацию всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять, соответствуют ли они современным реалиям. Проводится это в рамках реформы контрольной и регуляторной деятельности.

Согласно информации на сайте реформы, сейчас нормы изложены в 9000 нормативных правовых актов, которые содержат больше 2 млн обязательных требований к бизнесу.

К 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные контрольно-надзорные требования, должен быть полностью заменен новыми. “Нам надо отменить действие актов, которые в настоящий момент вредят развитию страны, ограничивают экономику. Но в то же время не создать условия, когда что-то окажется вне сферы правового регулирования”, - сказал Медведев прессе.

По мнению реформаторов, инвентаризация позволит существенно сократить административную нагрузку на бизнес - с одной стороны, а с другой - повысить уровень безопасности потребителей. Курирует реформу вице-премьер Константин Чуйченко. По его словам, перечисление подлежащих отмене актов (20,4 тыс.) заняло 1992 страницы. Реформаторы также пытаются создать собственную коллекцию абсурдных правил, которым приходится следовать из-за применения старого законодательства. Коллекция небольшая, но там есть действительно смешные вещи:

Пункт 6.29 СанПиН 2.4.5.2409-08. “Овощи урожая прошлого года (капусту, репчатый лук, корнеплоды и др.) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки”.

Пункт 5.7 СанПиН 2.4.2.2821-10. “Классные доски должны иметь темно-зеленый или темно-коричневый цвет”.

Пункт 9.2 СП 2.3.6.1079-01. “Горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°C, вторые блюда и гарниры - не ниже 65°C, холодные супы, напитки - не выше 14°C”.

Пункт 10.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. “Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю, или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы”.

Пункт 9.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. “При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м”.

Пункт 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10. “Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов”.

ПРОТИВНИКИ  Впервые о необходимости отмены старых документов Медведев заявил в январе этого года на Гайдаровском форуме. Впрочем, далеко не все ведомства приветствовали такие перспективы. В июне 12 ведомств, включая Минюст, Минфин, Росфинмониторинг, Минпромторг, ФСБ, ФНС и ФАС, попросили правительство избавить их от действия “регуляторной гильотины”. Аргументировали свою просьбу они тем, что бизнес и так не предъявляет к ним претензий. Росфинмониторинг и ФСБ это право в итоге получили, но в списке остались 33 министерства и ведомства.

Среди документов, которые отменят, будет и знаменитый декрет Совета народных комиссаров от 1917 года “О восьмичасовом рабочем дне”. Однако предлагаемый список - не окончательный. Ведомства в срок до 10 октября могут представить обоснованные предложения по исключению из перечня каких-либо документов или же, напротив, по дополнению списка. После отмены старых документов нас ждет написание новых. На октябрь 2019 года запланировано внесение в Государственную думу проекта федерального закона об обязательных требованиях. Этот закон должен однозначно определить само понятие “обязательное требование”, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, определить сферы общественных отношений, в рамках которых должны группироваться обязательные требования и соответствующие им виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ Пресс-служба Минтруда заявила, что “пока идет проработка вопроса”. А профсоюзы опасаются, что тем временем заодно с правилами тепловой обработки капусты выкинут все документы по охране труда.

Давид Кришталь, заместитель председателя ФНПР:

- Если полностью применить “регуляторную гильотину” в трудовых отношениях и во всех подзаконных актах, касающихся исполнения Трудового кодекса, то система охраны труда и промышленной безопасности будет уничтожена практически. Потому что у нас здесь нет законов прямого действия, тут работают подзаконные нормативные акты и инструкции, которые и предлагается отменить. Более того, большинство инструкций в области охраны труда написаны кровью. То есть происходили какие-то несчастные случаи - и рождались инструкции, исполнение которых необходимо для того, чтобы сохранить жизнь людям в дальнейшем.

Многие работодатели приветствуют реализацию этой “гильотины”. В Минтруде на совещании я сказал работодателям: не боитесь ли вы? Например, сейчас есть различные требования, инструкции по установке станков, кранов. Вот станок, к примеру, должен стоять на шести болтах такого-то диаметра, чтобы не сдвинулся, не слетел с постамента и кого-то не убил. А если все эти инструкции, подзаконные акты убрать... Вот когда произошел случай, упал кран, станок с места сорвался, убили человека - вот тогда инспекция начинает смотреть: а сколько было болтов, какого они были диаметра, не нарушена ли эта инструкция. Кто будет отвечать в суде? Юристы и экономисты, которые это все придумывают, - они не производственники, они не понимают, как надо делать и что делать. Они говорят так: отменить всё. Это то, что я слышал в министерстве.

В Трудовом кодексе написано: обеспечить охрану труда, безопасность человека. Всё. А как ее обеспечить?! Допустим, кран упал, станок свалился, машина куда-то улетела, что-то другое произошло - и человек погиб. Сразу будет суд, конечно. Как будут оценивать действия работодателя? Я их спрашиваю: вам не кажется, что ситуацию будет оценивать судья, который не связан с производством? И если раньше тот же работодатель мог сказать, что что-то не предусмотрели в инструкции, то что будет, если инструкции нет, требований нет? Естественно, никто их не проверяет. Им главное, чтобы не проверяли их. И они задумались. Ни один работодатель не возразил. То есть это будет субъективное мнение судьи. На что будет судья опираться? А на ТК, где записано: обеспечить безопасность человека…

Там два направления. Одно - это “гильотинирование” видов федерального надзора, а второе - актов. Ликвидировать виды - это ликвидировать Рострудинспекцию. И создать службу, чтобы работодатели сами себя проверяли, сами за собой смотрели, чтобы никто не мог к ним с проверками приходить.

Инструкций и подзаконных актов, выпущенных уже в новой России, не хватит. Конечно, “гильотинирование” нужно, есть подзаконные акты, которые надо убирать, бесспорно. Но не огульно все, так делать нельзя.

Виталий Трумель, главный технический инспектор ФНПР: - Есть много нормативных актов, правил, которые предлагается признать утратившими силу. Дело в том, что не все акты будут упразднены сразу. Потому что есть ряд нормативных актов, замены которым на сегодня нет. Поэтому задача Минтруда - в ближайшее время подготовить пакет предложений о подготовке новых нормативных актов взамен старых. Если инструкции и правила отменят, а взамен ничего не дадут… ну, тогда складывается патовая ситуация.

Не надо так дословно воспринимать, что все отменяется и ничего не будет. Будет, взамен что-то будет. Сейчас Минтруд как раз и работает над этим.

Николай Гладков, секретарь ФНПР: - Идеологи “гильотинизации” не приняли во внимание то, что соблюдение трудового законодательства - объект не только федерального государственного надзора, на проведение которого уполномочен Роструд, но также объект и прокурорского надзора, и профсоюзного контроля.

Позиция ФНПР однозначна: социальнозначимые виды государственного контроля и надзора должны быть выведены из под механизма “регуляторной гильотины”. Профсоюзы - в противовес интересу представителей работодателей ускорить процесс “регуляторной гильотины” - кровно заинтересованы в эффективных механизмах защиты трудовых прав. Как показывает практика, сегодня объем выявленных нарушений трудового законодательства остается весьма существенным.

Снижение количества обязанностей работодателей в сфере труда не может являться методом правового социального государства, каким, согласно Конституции, является Российская Федерация. Исполком ФНПР 11 сентября предложил руководителям общероссийских профсоюзов оперативно направить в Минтруд свои, учитывающие отраслевую специфику, замечания по механизму реализации “регуляторной гильотины”, чтобы предотвратить многие негативные последствия (например, снижение уровня охраны труда) для работников.

Источник: газета "Солидарность" www.solidarnost.org